Всем — туризм! Или не всем?

В Общественной палате Липецкой области обсудили перспективы развития туризма в регионе

В условиях пандемии и закрытия границ произошло перераспределение мировых турпотоков — доступность привычных направлений зависит от решений, принимаемых разными странами. Президент РФ Владимир Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризма.

Курс на Елец и Задонск

Пока Россия значительно отстаёт от мировых лидеров по доле туристических услуг. Между тем развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на другие сегменты экономики, создаёт рабочие места, способствует сохранению культурных ценностей. Нацпроект в сфере туризма ставит перед отраслью амбициозные цели — довести число турпоездок по России до 140 млн в год и увеличить число занятых в туротрасли до 5 млн человек.

Председатель региональной Общественной палаты Ирина Бурмыкина сообщила, что палата направила запрос во все муниципальные образования — предложила сформулировать свои преимущества для туристов. Ответили не все — видимо, кто-то ещё не нашёл свою «изюминку». Но в целом у Липецкой области хороший потенциал.

— Мы взяли курс на Елец и Задонск, — говорит начальник управления культуры и туризма Кристина Наролина. — Елец — культурная столица Липецкой области, он должен быть в центре туристической деятельности, вокруг него будут происходить мероприятия.

Елец

По словам Кристины Наролиной, мероприятия нацпроекта, разработанные корпорацией Туризм.РФ и направленные на развитие туристской структуры, планируется реализовать в Алтайском крае, на Байкале и т. д. — ни одного региона ЦФО в этой схеме нет. Липецкая область предлагает включить в программу и её объекты и предоставить региону инфраструктурные кредиты под 3-5% — по этой программе процентную ставку субсидирует Туризм.РФ. Кроме того, Туризм.РФ может быть соинвестором: когда объект выходит «на полную мощность», инвестор выкупает долю корпорации по рыночной цене. Туризм.РФ может помочь и в разработке мастер-плана территории усадеб — если регион сможет убедить, что эти объекты интересны.

Большой проблемой для развития туризма является теневая экономика. Если судить по отчётам гостиниц региона, их загруженность в 2019 году была порядка 30%. Но если вы позвоните в любую из эти гостиниц, то услышите, что мест нет. Не способствует развитию туризма и низкий уровень сервиса в некоторых гостиницах, и выход чиновники видят в том, чтобы передать этот номерной фонд в управление более крупным операторам, которые смогут «держать марку».

Сейчас турпоток области оценивается примерно в 1,3 млн человек — это и те, кто остановились переночевать, и те, кто приехал погулять. Ближайшая задача — увеличить турпоток как минимум в два раза. В условиях пандемии ставку нужно делать не на крупные объекты, а на глэмпинги.

— Они должны быть в каждом районе, — говорит Кристина Наролина. — Здесь мы рассчитываем на молодых предпринимателей, их стартапы. Главы районов готовы предоставить участки под глэмпинги и кемпинги.

Утром — потребности, вечером — гостиницы

В целом, когда не проводится массовых мероприятий, вопрос по номерному фонду не возникает. Но даже в этом году в области прошло несколько фестивалей. Фестиваль Хренникова, например, который полностью перенесли в Елец. В нём приняли участие 35 тысяч человек — для Ельца это много. В Липецке полумарафон и Fox Rock Fest дали реальный поток туристов извне. Отели «Лагуна» и «Меркюр» были заполнены практически на 100%, федеральные СМИ, приехавшие на съёмку по другому вопросу, не смогли найти места. Если выходить на серьёзный уровень, номерного фонда будет недостаточно.

Юрий Башмет на фестивале Хренникова

— Инфраструктура появляется тогда, когда в ней есть необходимость, — считает председатель департамента культуры и туризма администрации города Липецка Сергей Малько. — Бизнес идёт за потребностью. А в менталитете наших жителей — «вы тут нам сделайте, но бесплатно». Когда мы представляем маршруты на День города бесплатно, они расходятся в течение получаса. Но как только мы переходим в плоскость оплаты, потребность либо исчезает, либо падает до единичных случаев.

Разумеется, всякую потребность требуется сформировать, интерес к истории края нужно закладывать с детства. Председатель комиссии палаты по вопросам общественной безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина Андрей Забайкалов предложил реализовать краеведческую программу — экскурсии для детей по улицам города, по области. Кристина Наролина сообщила, что управление уже прорабатывает маршрут, более того, готовит для Туризма.РФ проект столицы детского туризма (вы уже догадались, что этой столицей должен стать Липецк?). Но, увы, всё опять упирается в деньги: детей нужно покормить, отвезти в тот же музей Романовской игрушки, организовать мастер-классы…

Инвестор, найдись!

Представители муниципалитетов сходятся на том, что для развития туризма необходимо развивать инфраструктуру (а значит, нужны инвесторы) и сделать событийные мероприятия регулярными.

Первый заместитель главы администрации Задонского района Алексей Жуков поделился планами и проблемами. Здесь будет продолжаться формирование комфортной городской среды — необходимо будет переформатировать её, создать удобные площадки для подъезда автобусов. На повестке дня создание выставочного пространства, возрождение дворянского сада, реконструкция музея ямской почты и музея прессы «Антресоль». У района масса преимуществ: рядом проходит трасса М4, а в радиусе 200 км от Задонска проживает 30 млн человек. Уже создан автотуристически кластер, но — увы! — нет ключевого, якорного инвестора. Будут искать.

Задонский монастырь

Зато в Ельце, по словам начальника управления культуры администрации города Константина Матюхина, инвестор готов построить пристани, чтобы проложить речной маршрут через Елец. Администрация также отправила заявку на займ на реконструкцию табачной фабрики. Всего в историческую часть города планируется вложить 10 млрд рублей.

В чём измеряется туризм

Вообще любое серьёзное изменение инфраструктуры в регионе меняет ситуацию в туристической отрасли.

— Липецк изначально — место вхождения в регион, транспортный хаб, — подчеркнул Сергей Малько. — Он должен дать возможность комфортного размещения для тех, кто оказался здесь проездом. РЖД планирует серьёзную реконструкцию железнодорожной сети. Сейчас поезд из Липецка в Москву идёт девять часов, а из Грязей — пять: часть пути не электрифицирована, время теряется на тепловозе. После электрификации время в пути сократится до 4,5 — 5 часов, есть надежда, что это серьёзно изменит структуру туризма.

Участники заседания поднимали и другие вопросы. По мнению председателя комиссии по вопросам молодёжной политики и развития физической культуры и спорта Сергея Позднякова, в области не хватает разработанных туристических маршрутов. Председатель комиссии по вопросам здравоохранения, семьи и демографии Андрей Филатов настаивает на развитии спортивного туризма. Он считает, что о ЗОЖе нельзя забывать даже во время «праздников живота»: любой гастрономический фест должен сопровождаться рекомендациями по здоровому питанию. А председатель комиссии по экономике и поддержке предпринимательства Анатолий Гольцов напомнил, что эффективность работы отрасли измеряется в деньгах, оставленных гостями в регионе.

— Создаётся впечатление, что долгое время эта сфера была где-то на обочине интересов и развивалась стихийно, — резюмировала обсуждение Ирина Бурмыкина. — Многие муниципалитеты ещё не осознали свой потенциал, инвесторы пока не видят большую перспективу в этих проектах. Но её уже видит государство, которое выделяет большие средства на программы нацпроектов, и эту возможность регион должен использовать.

По теме:

Сегодня пятая часть липчан предпочитает отдыхать на огороде