Умеет ли власть слушать общество?

Совет Общественной палаты Липецкой области выяснял, в каких структурах налажен эффективный диалог с общественными экспертами

Право общества контролировать власть законодательно закреплено в Конституции. Порядок контроля определяется законом от 21.07.2015 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Одна из форм контроля — это общественные советы. Они создаются при федеральных органах исполнительной власти, при законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, могут создаваться и при органах местного самоуправления.

 

Одинаково = правильно

— Задачи советов при федеральных органах исполнительной власти прописаны в законе. Они выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля. Аналогичные задачи стоят и перед региональными общественными советами, — говорит председатель Общественной палаты Липецкой области Ирина Бурмыкина.

Однако единого документа, регламентирующего деятельность общественных советов при региональных структурах, нет — каждое управление разрабатывает свой регламент. В результате приходится регулярно делать работу над ошибками: кто-то включает в состав совета представителей органов власти, что не допускается законом, кто-то не ограничивает срок полномочий совета, делая членство в нём бессрочным. Есть проблемы и с порядком формирования советов: они должны формироваться на конкурсной основе, выдвигать кандидатов могут общественные объединения и негосударственные коммерческие объединения. На федеральном уровне организатором такого конкурса является Общественная палата, и многие регионы перенесли этот принцип на региональный уровень.

— Мы передали в управление внутренней политики предложение о разработке единого положения о формировании и работе общественных советов при региональных структурах власти, чтобы была единый подход, — говорит Ирина Бурмыкина. — Мы подготовили такое положение, сейчас оно проходит правовую экспертизу.

 

На кого равняться

По мнению общественников, необходимо усилить контроль за исполнением законодательной нормы об общественных советах. Хотя закон принят ещё в 2015 году, до сих пор не сформированы общественные советы при управлениях строительства и архитектуры, дорог и транспорта, инвестиций и инноваций, энергетики и тарифов, информационной политики, цифрового развития, экономического развития Липецкой области, некоторые управления не представили в Общественную палату информацию о деятельности советов. Есть вопросы и к тем, кто отчитался о создании советов: нет планов работы, не избран председатель, нет информации на сайтах.

Однако есть и активные, действительно живые общественные советы. Например, общественный совет при управлении лесного хозяйства.

— Мы принимали участие в разработке нового лесного плана области, — рассказывает председатель совета Наталья Пешкова. — Мы увидели в проекте некоторые несостыковки, план был откорректирован и успешно прошёл согласование в Рослесхозе.

Общественный совет при управлении образования и науки работает почти три года.

— Система образования динамичная, мы непосредственные участники реформ и преобразований, рассказывает его председатель Анатолий Погодаев. — Наша особенность в том, что у нас есть несколько общественных структур — это совет ректоров вузов, совет директоров и другие общественные организации, с которыми мы постоянно работаем. Проводим очередные и внеочередные заседания, взаимодействуем с депутатским корпусом, нас привлекают к определению победителей конкурсов на премии и гранты.

Представитель управления, начальник отдела работы с кадрами системы образования Виктор Полянский добавляет, что в 2018 году управление столкнулось с трудностями при разработке положения — необходимо было собрать экспертное общество с учётом специфики учебных заведений. У них разные учредители, поэтому постарались, чтобы были представители и от культуры, и от здравоохранения, от общего среднего, среднего специального и высшего профобразования. Единое положение действительно помогло бы сделать процесс формирования советов более эффективным.

В здравоохранении контроль общественников — уже сложившаяся система. В 2015 году здесь был создан общественный совет по защите прав пациентов, но со временем пришло понимание, что задачи общественного контроля шире. В новом совете 13 человек, не имеющих прямого отношения к деятельности по оказанию медпомощи, у каждого свои полномочия, своё направление.

Как рассказала заместитель председателя Общественного совета при управлении здравоохранения Липецкой области Елена Гокова, совет занимается правовой экспертизой документов, проводит 7-8 аналитических мероприятий в год, его представители принимают участие в еженедельных аппаратных совещаниях управления и всех мероприятиях. Оценка качества предоставления медицинских услуг проходит постоянно, и руководители медучреждений обязаны исправить указанные недостатки. Ведётся работа общественной приёмной, которая действует на территории всей области — представители совета выезжают в медучреждения. Контролируется лекарственное обеспечение различных категорий граждан, доступность медпомощи в период пандемии. Особый пласт — работа с паллиативными больными. Ведётся мониторинг деятельности аптек. Очень важный момент: в совете постоянно идёт ротация — тех, кто никак себя не проявил в течение года, заменяют. Правда, осуществляется это не на конкурсной основе: совет изучает деятельность общественных организаций в регионе, выясняет, кто и чем может быть полезен, приглашает представить программу деятельности в совете.

 

«Откуда берутся эти люди и чем занимаются?»

Сильное экспертное сообщество собралось при управлениях экологии и природных ресурсов, сельского хозяйства.

— У нас состав многоплановый, люди грамотные. Темы разные — качество воды, мусорная проблема и другие. Создаются рабочие группы для более подробного изучения вопросов, которые формируют предложения для органов власти, — говорит председатель Общественного совета при управлении экологии и природных ресурсов Владимир Морозов.

— Наши предложения становятся основой рассмотрения вопросов в облсовете, структурах исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях, — продолжает тему эффективности общественников председатель совета при управлении сельского хозяйства Александр Кремнёв.

Ирина Бурмыкина поддерживает такой формат работы общественников:

— Задача советов — не просто искать недостатки, но формировать предложения для конструктивной работы. Использование экспертного потенциала общества, экспертная поддержка для органов власти является большим плюсом. Напомню, что в Указе президента страны Владимира Путина есть прямое требование к органам власти в рамках совершенствования системы госуправления представлять результаты работы общественности.

Председатель комиссии по вопросам общественной безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина Андрей Забайкалов отметил, что эффективной работе препятствует и закрытость советов: непонятно, откуда берутся эти люди и какие вопросы решают. Поэтому необходимо отрегулировать процедуру формирования общественных советов и больше рассказывать об их деятельности.

Заместитель начальника регионального управления внутренней политики Надежда Зарникова предложила разработать критерии эффективности деятельности общественных советов.

Решение Совета ОП, сформированное по итогам заседания, будет направлено в органы законодательной и исполнительной региональной власти.