Разрешите вам помочь!

НКО готовы разделить с государством груз социального служения

Некоммерческий сектор — это общественные объединения, которые граждане создают для реализации инициатив, направленных на экономические и социальные преобразования общества. Их цель — не прибыль, к ним неприменимы рыночные принципы распределения ресурсов. Странно было бы ставить такие организации в один ряд с государственными или коммерческими и требовать от них играть по общим правилам. Именно поэтому государство создаёт условия для того, чтобы был востребован и наилучшим способом реализован главный ресурс НКО, их главная ценность — люди, объединённые идеей и готовые работать ради её воплощения.

Скромность, которая не украшает

— Доступ некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере позволяет обеспечить устойчивость функционирования НКО, развивать конкуренцию, а гражданам получать наиболее качественные услуги — подчеркнула председатель региональной Общественной палаты Ирина Бурмыкина, открывая заседание совета Палаты, на которое были приглашены и представители третьего сектора. — В 2015 году это поручение прозвучало в послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации. В 2017 году в Липецкой области был принят комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Срок его действия — до 2020 года. В конце 2020 года Минэкономразвития России разработал следующий этап программы, поэтому важно проанализировать, что удалось сделать в Липецкой области за предыдущий период.

В целом работа по поддержке третьего сектора в Липецкой области проведена серьёзная. Объём государственной финансовой поддержки, предоставленной СОНКО из бюджета Липецкой области только за 2020 год составил 171 138,69 тысяч рублей. Благодаря работе муниципальных образований области в 2020 году 35 СОНКО получили помещения общей площадью 2566 квадратных метров. Но в плане доступа НКО к социальным услугам результаты оказались весьма скромными.

НКО не могут, отраслевики не хотят

Лариса Боева, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества регионального управления внутренней политики, объясняет, что существует два механизма выделения финансовой поддержки НКО: субсидирование и закупка у них товаров и услуг.

В основу работы государственных структур с НКО закладывалась следующая идея: отобранным на конкурсной основе организациям оказывается финансовая поддержка, чтобы они могли накопить опыт, создать материальную базу, привлечь кадры. За два года они должны доказать свою состоятельность и перейти к оказанию социальных услуг на постоянной основе. Но конкурс не позволил выявить НКО, которые готовы взять на себя востребованные в регионе услуги. А услуги многих НКО оказались не востребованы отраслевиками.

Плюс свою корректировку внесла ситуация с пандемией коронавируса. Если изначально программой определялась цель передать СОНКО 10% бюджетных средств на оказание социальных услуг, то из-за ограничительных мер и прочих сложностей эту цифру снизили до 6,7%. Но и до этой цифры мы не дотянули: всего на социальном обслуживании в Липецкой области состоят 15 264 получателя социальных услуг, из них получают услуги в социально ориентированных некоммерческих организациях 905 человек — это 5,9% от общего количества. В Липецкой области в прошедшем году только управление социальной политики обеспечило необходимый процент доступа третьего сектора к бюджетным средствам на оказание услуг — благодаря субсидиям и приглашению НКО для участия в конкурсных процедурах. Другим отраслевым управлениям стоит изучить этот опыт и выработать в регионе единые подходы к участию некоммерческого сектора в обслуживании населения, финансируемом государством.

Лучший поставщик: найти или вырастить?

Многие представители НКО считают, что попасть в Реестр исполнителей общественно полезных услуг, который ведет Минюст, — это почти невыполнимая миссия, однако некоторые их коллеги сообщили, что с лёгкостью прошли эту процедуру. В настоящее время в этом реестре 9 социально ориентированных некоммерческих организаций и ещё 5 коммерческих организаций в реестре поставщиков социальных услуг, который формирует управление социальной политики области. Однако проблема в том, что включение в реестр совсем не означает автоматического заключения контракта с данной организацией. Чтобы получить из бюджета средства на оказание услуг, надо выиграть конкурс.

— Легко сказать! — говорит президент Липецкой областной общественной организации инвалидов «Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями» Виталий Валов. Как общественной организации тягаться с коммерческой? У коммерсантов больше ресурсов, мы не можем их обойти! В чём вообще преференции для НКО, вошедших в реестр?

По мнению Виталия Валова, нужно не субсидии для организаций разыгрывать, а передавать им финансирование, которое сегодня выделяется на бюджетные учреждения. Например, в Волгоградской области некоммерческим организациям передали два лагеря.

— Как НКО должны набирать вес, если у них нет базы, нет средств? — поддержал Валова председатель комиссии по вопросам здравоохранения, семьи и демографии Андрей Филатов.

Ирина Бурмыкина согласилась с коллегами в том, что НКО нуждается в такой поддержке, однако отметила, что конкурсные процедуры нельзя исключать: они предусмотрены, чтобы найти лучшего поставщика. А вот их механизмы, которые будут приемлемы для всех участников, должны разработать отраслевые органы.

***

По итогам совета участники заседания выработали рекомендации для органов власти, в чью сферу ответственности входит обеспечение доступа СОНКО на рынок социальных услуг. Кроме того, представители некоммерческих организаций предложили на площадке Общественной палаты организовывать регулярные встречи НКО и представителей отраслевых управлений для решения различных вопросов, в том числе и для выработки эффективных механизмов поэтапной передачи части услуг некоммерческому сектору.