В областной общественной палате разобрались, почему региональные дороги быстро разрушаются после капремонта

Главная В областной общественной палате разобрались, почему региональные дороги быстро разрушаются после капремонта

В областной общественной палате разобрались, почему региональные дороги быстро разрушаются после капремонта

В общественной палате Липецкой области решили рекомендовать Минтрансу или правительству РФ заняться проблемой разрушения региональных и муниципальных дорог машинами с перевесом по тоннажу. Об этом говорили на заседании комиссии палаты по вопросам экологии, развития городской среды, ЖКХ, сельских территорий и АПК, где обсуждалась тема о состоянии и развитии областных дорог с твёрдым покрытием и дорожной инфраструктуры в сельской местности.  

Рекордные суммы и объёмы

По словам начальника отдела реализации государственных программ и национальных проектов регионального управления дорог и транспорта Юрия Мочалина, в этом году муниципалам области, которые ведают дорогами местного значения,  выделили 3,716 млрд рублей. Они пошли на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание муниципальной сети дорог, которых в Липецкой области 10652 км. Ожидается, что к концу этого года на эти деньги построят и реконструируют 25,2 км дорог и 200 км капитально отремонтируют.

- На текущий момент более 70 процентов выделенных средств уже освоено, - рассказывает начальник отдела по работе с муниципальными образованиями областного управления дорог и транспорта Елена Коршок. - Не освоили только те средства, которые управление финансов выделило дополнительно. Например, два транша муниципалы получили уже осенью. А  средства, выделенные сразу, уже практически освоены. На одни объекты уже есть акты сдачи, другие находятся в стадии приёмки.  

Елена Коршок, между прочим, отметила, что 75% местных дорог имеют твёрдое покрытие, а доля сельских дорог, которые отвечают нормативным требованиям - 69%. При этом, она добавила, что в районах наращивают этот процент, прибавляя ежегодно примерно по 100 км дорог, отвечающих нормативным требованиям.

С дорогами регионального значения по сравнению с муниципальными ситуация хуже. По словам Юрия Мочалина, в области сейчас «в нормативе только 40,2% региональных дорог». Однако Мочалин рассказал, что в управлении дорог и транспорта разработан пятилетний план, где в 120 графах расписаны конкретные участки дорог и конкретные сроки финансирования их капитального ремонта. Согласно этому плану по состоянию на 1 января 2028 года в Липецкой области нормативным требованиям будут отвечать 56% региональных дорог, и 85% дорог муниципальной сети.

- Работы, конечно, много, - сказал Мочалин, - но сегодня у нас рекордные цифры капитального ремонта дорог, я думаю, что они сохранятся, и к 28-му году мы выйдем на показатели заложенные в плане. Чтобы вы понимали, на какие объёмы ремонта мы вышли, я назову две цифры. За весь 2011 год в регионе было отремонтировано всего 15 километров дорог. В этом году мы отремонтируем 633 километра.

Сохраним ли мы, что имеем?

Однако общественников интересовали не только и даже не столько объёмы ремонта и объёмы средств, которые на него выделяют, сколько сохранность того, что делается. Дорожники, планируя привести к 2028 году к нормативному состоянию 56% региональных дорог и 85% - муниципальных, имеют в виду, что дороги приведённые в нормативное состояние, например, в 2022 году, к 2028-му не потеряют своего высокого качества.

На первый взгляд, с дорогами, отремонтированными сегодня, до 2028 года ничего страшного случиться не должно. Как рассказывает начальник отдела дорожной и контрольно-надзорной деятельности областного управления дорог и транспорта Антон Колганов, с 2019 по 2021 год на приёмке дорог после капитального ремонта контроль за качеством работ находился на самом высоком уровне. Качество ремонта проверяли две диагностических лаборатории, в том числе лаборатория управления дорог и транспорта, и подрядчики не получили ни одного замечания. Важным считается и то, что подрядные организации дают гарантии, что отремонтированные ими дороги прослужат пять лет, а если где-то посыпятся, они за свой счёт сделают ремонт, и ещё не было случая, чтобы они не сдержали своего слова.

Однако председатель областной общественной палаты Ирина Бурмыкина обратила внимание дорожников на то, что несмотря на огромные деньги, которые федералы и региональное правительство вкладывают в ремонт дорог, несмотря на то, что контроль за качеством ремонта находится на самом высоком уровне, а подрядчики пытаются поддерживать отремонтированные ими дороги в нормативном состоянии, после ремонта они всё же очень быстро разрушаются.  

- Дорожники оперируют цифрами, а мы видим и, что называется, чувствуем, какие у нас дороги, - говорит она. – Мы совсем недавно ездили в Елец. Было видно, что дорогу, по которой мы ехали, отремонтировали год-два назад. Но на ней уже была продавлена колея, где-то были ямы и много заплаток.

Стратегическая проблема российского масштаба

- Да, - соглашается Антон Колганов, - с колеями есть проблема. Я бы даже сказал, это стратегическая проблема, и не только Липецкой области, но и всех регионов России. Мне много приходится ездить по разным форумам, я встречаюсь с коллегами с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, и все они говорят о колеях как о неразрешимой проблеме. Всё дело в том, что по дорогам идут машины с перевесом по тоннажу, и бороться с этим мы не в состоянии. В принципе, существует весогабаритный контроль, но он не работает. Полномочия здесь распределены между несколькими ведомствами. Штрафы за перегруз, например, может выписывать только управление государственного автодорожного контроля, но сотрудники этого управление не имеют права останавливать водителей, эти полномочия есть только у сотрудников ГБДД. Мы сейчас планируем установить в области автоматические пункты весогабаритного контроля. Два в 2024-м и три в 2025-м. Там всё просто: машина прошла через этот пункт, и мы знаем, с перевесом она или нет. Но, как показывает опыт других регионов, водители просто объезжают эти пункты по просёлочным дорогам. Кроме того, весной нам пришло распоряжение правительства об отмене ограничения на весогабарит. Смысл такой: учитывая экономическую ситуацию, перестаём кошмарить бизнес. И они ездят и разрушают наши дороги, а я, как начальник отдела дорожной и контрольно-надзорной деятельности ничего не могу против этого сделать.

Обсуждая проблему разрушения дорог большегрузами в сельской местности, дорожники больше всего грешат на Скании (Scania), которыми сегодня укомплектованы автопарки всех крупных сельскохозяйственных предприятий региона. Это, как заметил член областной общественной палаты Пётр Яицкий, по грузоподъёмности железнодорожный 60-тонный вагон, если, конечно, не считать, что Скании под силу и автопоезд массой 150 тонн. Дороги от этих монстров особенно сильно страдают сегодня, когда сельскохозяйственные компании вывозят сахарную свёклу на сахзаводы.

- Нам недавно написала женщина из Задонского района, - рассказывает Елена Коршок. – Пишет, что там, где она живёт, была замечательная дорога. Там она у них проходит регионального значения. На полях по обе стороны дороги всегда сеяли рапс, гречку и зерновые, а в этом году, говорит, посадили свёклу. И дорога исчезла. Машины её просто раздавили.

- Я думаю  здесь необходимы какие-то системные меры, - говорит Ирина Бурмыкина. – Я понимаю, что правительство приняло правильное решение, запретив закошмаривание бизнеса. Но в то же время, мы вкладываем миллиарды рублей в капитальный ремонт дорог и видим, как их тут же начинают разрушать. Поэтому мне представляется, что нашей общественной палате есть смысл обратить на эту проблему внимание Минтранса или правительства.