28 октября 2025 года в Липецке состоялся круглый стол на тему «Современное состояние и тенденции развития пробации в уголовно-исполнительной системе». Мероприятие, модератором которого выступил доцент РАНХиГС, председатель комиссии по вопросам общественной безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина Общественной палаты Липецкой области Вадим Егоров, собрало представителей ключевых ведомств и общественных организаций региона.
Участники, среди которых были сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Минсоцразвития, УФСИН, УМВД и детский омбудсмен, обсудили практику применения Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», вступившего в силу 1 января 2024 года.
Было отмечено, что с начала действия закона создана вся необходимая нормативная база. С 1 января 2025 года в России стартовал важнейший этап – постпенитенциарная пробация, направленная на помощь освободившимся из мест лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Первые результаты мониторинга впечатляют: за девять месяцев 2024 года ФСИН России составил более 32 тысяч индивидуальных программ ресоциализации, а в 2025-м – уже свыше 19 тысяч. На 1 июня 2025 года в рамках постпенитенциарной пробации полный объем помощи был оказан 739 освободившимся гражданам.
Одной из значимых тенденций стало создание центров пробации некоммерческими организациями (пример – Москва и другие регионы), которые не входят в структуру УИС, но активно помогают в адаптации. Кроме того, 74 субъекта РФ реализуют меры поддержки в рамках региональных госпрограмм, включая материальную помощь, квотирование рабочих мест и социальные контракты.
По итогам дискуссии участники выделили ключевые задачи на будущее:
1. Обеспечить устойчивую работу государственной информационной системы «Единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация».
2. Активизировать поддержку работодателей, трудоустраивающих таких лиц, через меры экономического стимулирования на региональном уровне.
3. Провести комплексные изменения в системе исполнения наказаний для улучшения взаимодействия между госорганами и общественными институтами, а также конкретизировать ответственность участников процесса.
4. Разработать общие стандарты для взаимодействия федеральных, региональных и местных властей в сфере пробации.
5. Рассмотреть вопрос о принудительной пробации как основании для решения суда об условно-досрочном освобождении (УДО).
Особый акцент был сделан на важности налаживания устойчивых связей освобождающихся лиц с их семьями и близкими, что делает совместную работу по ресоциализации более конструктивной и эффективной.
«Участники круглого стола единогласно сошлись во мнении о необходимости продолжения системной работы по реализации всех видов пробации и непрерывного мониторинга правоприменения нового законодательства», - отметил Вадим Егоров.