Общественная палата Липецкой области предложила привлекать родителей к контролю за качеством ремонта школ

Главная Общественная палата Липецкой области предложила привлекать родителей к контролю за качеством ремонта школ

Общественная палата Липецкой области предложила привлекать родителей к контролю за качеством ремонта школ

На этой неделе сразу на нескольких своих мероприятиях члены Липецкой областной общественной палаты говорили о важности контроля за капитальным ремонтом школ.  

- Почему эта тема так важна? – рассказывает председатель областной общественной палаты Ирина Бурмыкина. - Дело в том, что по указанию президента Владимира Владимировича Путина в стране запущена серьёзная программа капитального ремонта школ. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях под эту программу выделяются большие средства, и сейчас важно, чтобы эти деньги были правильно и эффективно израсходованы, чтобы школьники получили достойные условия для учёбы, а педагоги хорошую материальную базу. Реализацию этой программы контролирует общественная палата Российской Федерации, есть партийный проект Единой России, который её курирует, в этом проекте участвует Российский Народный Фронт. Мы у себя в регионе так же проводим мониторинг, анализируем, как выполняется это поручение президента, у нас есть предложения и видение того, как повысить контроль за качеством капитального ремонта школ.

Не всех удовлетворяет качество ремонта

При том, что по ремонту школ в области сегодня делается очень много, качество ремонта не всегда и не везде вызывает такой же оптимизм, как его масштабы.

В школе №10 на Тракторном, где в рамках общественного мониторинга выполнения капитального ремонта школ побывали члены областной общественной палаты, в этом году за 9,564 млн рублей полностью заменили мягкую кровлю. Директор школы Светлана Чуракова результатами ремонта осталась довольна, хотя, как сама рассказывает готовилась к худшему.

- Вы знаете, я с содроганием ждала этого ремонта, - говорит она. – Компания, которая выиграла торги, - из Пензы. Она, как я поняла, первый раз работала в нашем городе, и у меня к ней было некоторое недоверие. Но к 1 сентября ребята закончили ремонт и за всё время, пока они работали, не было ни одной осечки.

Однако, когда председатель областной общественной палаты Ирина Бурмыкина заговорила о том, что после ремонта мягкой кровли крыша часто снова протекает, Чуракова рассказала, что и у них всё же не обошлось без «осечки».

- Да, честно говоря, в одном месте и у нас после ремонта обнаружилась протечка, - рассказала она. – Это, помните, когда в Липецке был сильный ливень? Тогда у нас залило один кабинет. Но мы всё подсушили, а подрядчик устранил недоделки.

Нужна помощь родителей

У нас в России умеют строить и ремонтировать качественно. Только для этого нужен жёсткий контроль. Десятую школу на Тракторном построили в 1938 году. В 2021-м там делали капитальный ремонт на лестничных клетках. Поставили пластиковые окна и покрасили стены, а ступени на лестничных маршах, сделанные их бетона с гранитной крошкой, трогать не стали. Восемьдесят с лишним лет спустя они выглядят как новенькие.  

Проблема в том, как обеспечить традиционное российское качество ремонта школ? Ирина Бурмыкина задавала педагогам один и тот же вопрос: участвуют ли родители в разработке проектов капитального ремонта школ и включают ли их в комиссии, которые принимают работу подрядчиков. Вообще, это не только пожелание общественной палаты Липецкой области, но и рекомендация российского министра просвещения Сергея Кравцова. Тут исходят из того, что чиновники и директора школ могут на что-то закрыть глаза, а родители, озабоченные благом своих детей, никому не дадут спуску.

Примеры и прообразы

О том, что родительский контроль мог бы стать очень эффективным механизм воздействия на подрядчиков, можно судить даже по тем школам, где побывали члены областной общественной палаты. В школе №31, например, родители не принимают участие в разработке проектов ремонта школы и не входят в комиссии, которые принимают качество ремонта у подрядчиков, но активно протестуют, если им не нравится, как строители сделали ремонт.

- Вообще, у нас много активных родителей, они часто бывают в школе и контролируют всё, что считают нужным контролировать, - рассказывает заместитель директора по хозчасти Елена Самсонова. – Чаще всего, конечно, проверяют качество питания. Но однажды, когда во время ремонта у нас неровно положили пол, они сильно возмущались, и подрядчик вынужден был всё переделать.

Есть и прообразы того, на чём настаивает областная палата Липецкой области.

- У нас есть активные, я бы даже сказала, очень активные родители, которые специально приходят и смотрят, как идёт ремонт, - рассказывает заместитель директора 33 школы Светлана Брезжунова. – Есть такие родители. Но они делают это по собственной инициативе.  

- Нет, - объясняет Бурмыкина. – Это должно быть организовано администраций школы. То есть директор инициирует включение в приёмочную комиссию, например, председателя родительского комитета. Родители должны понимать, какие средства выделены на ремонт, на что их хватит, что сделано в этом году, что будет сделано в следующем, и главное, родители должны влиять на то, чтобы всё было сделано хорошо, качественно. Это снимет многие вопросы, недовольство, жалобы. Это очень хороший инструмент и его надо внедрять.

Чтобы одно другому не мешало

В тот же день в областной общественной палате прошло заседание по вопросу «Капитальный ремонт школ». На нём общественники и приглашённые на заседание педагоги снова говорили о необходимости контроля за качеством ремонта учебных заведений и о том, какие меры принимает областное управление образования и науки для того, чтобы капитальный ремонт не сказался негативно на учебном процессе.

Дело в том, что в этом году на ремонт школ в Липецкой области выделили около 0,5 млрд рублей и масштабы ремонта в некоторых школах оказались такими большими, что сделать всё за летние каникулы было просто не реально. Поэтому в некоторых школах ремонт продолжается до сих пор и по графику должен завершиться в октябре-ноябре. По словам первого заместителя начальника управления образования и науки Липецкой области Светланы Кириной, это касается в первую очередь двух крупных проектов в Ельце и в Становлянском районе. Там подрядчикам в общей сложности нужно освоить около 280 млн рублей. Всего в области четыре школы, где капитальный ремонт ещё продолжается.

- Там, где ремонт ещё продолжается, могут возникнуть проблемы с тем, чтобы школьники получали знания в полном объёме, могут быть вопросы удобства, соответствия условий обучения требованиям ФГОС ОО, СанПиНа, - сказала Бурмыкина, и спросила у Кириной: - Как управление образования решает все эти вопросы?

- Прежде чем войти в программу ремонта, мы разработали план последовательности ремонтных работ в школах. В первую очередь это касается школ областного центра, чтобы не получилось так, что на ремонт встанут две соседних школы и детей из одной на время ремонта нельзя будет перевести в другую, - рассказывает Светлана Кирина. – Да, безусловно, на время капитального ремонта, если он продолжается после завершения летних каникул, в некоторых школах приходится потесниться, приходится переходить на двухсменный режим работы. Я замечу, что требования СанПиНа не запрещают нам организацию образовательного  процесса в две смены. Там, где ремонтируют спортивные залы, физкультуру проводят на улице, на спортивных площадках.

- А как сейчас, когда идут дожди? – спросила Ирина Бурмыкина.

- Конечно, когда идёт дождь, мы детей на улицу не выводим, - ответила Кирина. – У нас есть такой механизм, как регулирование расписания занятий. То есть можно уроки физкультуры заменять другими предметами,  и затем, когда отремонтируют спортзал или установится сухая погода, заменить эти предметы на физкультуру. Кроме того предмет физической культуры содержит и теоретическую часть, которую можно проводить в помещении. Одним словом, все эти нюансы у нас предусмотрены, и капремонт никак не влияет на качество учебного процесса.

Ещё раз о контроле за качеством ремонта

Возвращаясь к качеству ремонта, Ирина Бурмыкина рассказала о том, что общественная палата провела небольшой опрос родителей, чтобы выяснить, что они думают о качестве ремонта. Результаты этого опроса пока не озвучиваются – ещё слишком мало материала, чтобы обеспечить его репрезентативность. Но по тем отзывам, которые уже собрали общественники, получается, что только 11% родителей оценивают качество капремонта в школах, где учатся их дети, как отличное.

- Как управление и директора школ, которые выступают заказчиками, контролируют качество ремонта? - спросила Бурмыкина.  

- Мы безусловно его контролируем, потому что заинтересованы в том, чтобы эти работы были выполнены в полном объёме и в том качестве, которое было заявлено и в проектно-сметной документации, - сказала Кирина.  

- Мы проводим ещё экспертизу выполненных работ, - рассказывает директор кадетской школы  Галина Астахова. – Конечно, это дополнительные расходы, но мы обязательно это делаем. Я, как руководитель, конечно контролирую качество ремонта, но я всё же не достаточно хорошо в этом разбираюсь, и специалисты лучше меня могут оценить, хорошо или не достаточно хорошо сделан ремонт.

По итогам мероприятий, связанных с капитальным ремонтом школ, члены общественной палаты разработали рекомендации областному Управлению образования и науки и органам местного самоуправления. В частности рекомендовано привлекать к разработке проектов и контролю за их реализацией учащихся школ, родителей и учителей, используя разные мессенжеры и сайты образовательных учреждений информировать родителей обо всём, что связано с проведением капремонтов. Муниципалам рекомендовано организовать свой мониторинг качества этих работ.