Почти 90 видов самых популярных социально значимых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства, соцзащиты, образования, ЖКХ, лесного хозяйства и других сферах жизни могут теперь получать жители Липецкой области при обращении на единый портал государственных услуг. В 2022 году на ресурсе было зарегистрировано более 200 тысяч заявлений из региона в электронной форме.
Об этом членам совета Общественной палаты Липецкой области сообщили представители исполнительных органов власти на заседании, посвященном мониторингу исполнения Указа Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части увеличения доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде.
Перечень электронных услуг растет
«Наибольшей популярностью у жителей области пользуются онлайн услуги, обеспечивающие быстрое получение результата в электронной форме, например, запись к врачу, в детский сад. Без проблем, еще в роддоме, новоявленные родители получают первые документы новорожденного», - рассказала первый заместитель начальника управления социальной политики Липецкой области Ирина Шевченко.
«А с 1 апреля станет доступна дистанционная подача заявления о зачислении ребенка в первый класс общеобразовательной школы. Подать заявление родители смогут сразу в несколько школ. Информация о наличии свободных мест будет доступна на портале госуслуг», - поддержала коллегу заместитель начальника управления цифрового развития области Ирина Воронина.
Очень популярны у жителей Липецкой области услуги на получение различного вида выплат. В частности, участникам специальной военной операции (СВО). Эта услуга стала доступна военнослужащим с ноября 2022 года, когда в Липецкой области стартовал пилотный проект по оказанию региональных мер поддержки участникам СВО с помощью портала госуслуг. С начала пробного периода от военнослужащих региона на ресурс поступило свыше 300 заявлений на оказание мер поддержки.
Функционал МФЦ расширяется
Развитием электронных государственных и муниципальных услуг специалисты цифровых технологий занимаются вместе с региональным управлением социальной политики. В связи с этим, активную роль в продвижении цифровых сервисов играют центры «Мои документы» (МФЦ). Там оборудованы комфортные зоны для работы заявителей с электронными услугами, воспользоваться которыми можно в любое время работы офисов, без предварительной записи и ожидания. Сотрудники МФЦ подскажут, как это сделать.
Кроме этого, в рамках проекта «Активное долголетие» проводятся обучающие мероприятия для пожилых людей. Благодаря такой комплексной работе, по словам чиновников, уровень удовлетворенности качеством предоставления массовых социально значимых услуг в Липецкой области уже в 1-ом квартале 2022 года составил 4,1, превысив целевой показатель в 3,9, установленный на 2022 год.
«Социальный контракт» теперь в приложении
Рассказывая о развитии цифровизации социальных услуг в Липецкой области, представители исполнительных органов власти отметили масштабную работу, проделанную в рамках регионального проекта «Социальный контракт». Это уникальный проект оказания господдержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, В начале 2022 года вышло его цифровое приложение.
«Оно содержит полную информацию о государственной социальной помощи на основании социального контракта: о видах социального контракта, процедуре оформления меры государственной поддержки, а также более 100 бизнес-планов. Подать заявление на соцконтракт можно быстро и удобно на едином портале государственных услуг Российской Федерации», - прокомментировала Ирина Шевченко.
Чат-бот «Патронаж» для семей мобилизованных
Осенью 2022 года у соцработников Липецкой области появилось новое направление работы, которое предусматривает оказание помощи семьям мобилизованных жителей области. Его разработали в управлении социальной политики Липецкой области совместно с Институтом демографической политики имени Д.И. Менделеева при полномочном представителе Президента России в Центральном федеральном округе.
Связь с семьями поддерживают социальные кураторы. Взаимодействие между ними осуществляется в основном через электронную систему обратной связи - чат-бот «Патронаж». С его помощью кураторы информируют семьи участников СВО о существующих мерах поддержки, проводимых в области мероприятиях, а также получают подтверждение о выполнении запросов. Зная каждую семью, социальный куратор направляет через чат-бот информацию, интересную для определенной семьи и ее потребностей. При необходимости личного общения обеспечен запрос связи с социальным куратором.
К 2024 году - не менее 70% услуг
Однако, представители власти отметили, что еще достаточно большое количество граждан Липецкой области не пользуются электронными ресурсами из-за недостаточной информированности, а также ряд государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти, еще не переведены в цифровой формат. Но и те, которые переведены, требуют комплексного подхода и доработки. В связи с этим, члены совета Общественной палаты Липецкой области рекомендовали управлению цифрового развития продолжать работу, чтобы к 2024 году жителям области стали доступны не менее 70% электронных государственных и муниципальных услуг.
«В тоже время необходимо усовершенствовать систему удовлетворенности граждан предоставляемыми услугами. Те инструменты мониторинга, которые используются сейчас, не дают полной картины, сколько людей реально довольны работой электронных сервисов», - подчеркнула председатель палаты Ирина Бурмыкина.
Она также добавила, что необходимо больше популяризировать услуги электронного способа взаимодействия с органами власти среди граждан, используя СМИ и другие медиа-ресурсы.